Работа котла на твердом топливе. Режимы и общие указания.

1. По всем случаям:

Надо стараться ,что бы установленный слой топлива возможно мало менялся по толщине во время работы
Регулировку производительности котла на твердом топливе следует вести одновременно изменением подачи воздуха под решетку и тягой.
Тягу надо открывать настолько лишь насколько требует производительность твердотопливного котла . Если есть дутье то тяга регулируется так ,что бы отсутствовали выбросы из пламени из топки. Излишнее разряжение в топке котла при работе на твердом топливе может вызвать значительное увеличение избытка воздуха , так как на твердом топливе и ручной загрузке нередко приходиться держать дверцы открытыми гораздо больше чем при высоколорийных углях.

Так, по данным С. В. Татищева, хронометраж работы на подмосковном угле показал, что дверцы при нормальной нагрузке открыты 50% от всего рабочего времени, а при форсировке и до 70 %.
Соотношение подачи воздуха и толщины слоя необходимо подбирать так, чтобы пламя было светло-оранжевого цвета, мягко» развивающееся в топке, с малым количеством темных дымовых полос. Яркое белое пламя часто указывает на местный повышенный избыток воздуха.
Надо следить за дымом, выходящим из трубы, По возможности следует не допускать черного густого дыма (недостаток воздуха), а также и полной его бесцветности (избыток воздуха).

В большинстве случаев желательно, чтобы из трубы шел легкий серый дым.
Очень; важно по каждому виду твердого топлива составить подробную инструкцию для кочегара, учитывающую все особенности как самого топлива, так и имеющейся: топки. В качестве примеров таких инструкций приведены в приложении: краткая инструкция по сжиганию дров в ручной топке и очень подробно разработанная инструкция по сжиганию щепы на специализированной ручной топке.

2. По ручным топкам.

Заброску твердого топлива в котел следует вести по возможности чаще, мелкими порциями. Слой в топке надо стараться держать как можно ровным по всей площади решетки. Если замечаются местные утоньшения или прогары, необходимо немедленно исправлять их наброской нового топлива. При полных местных прогарах надо на эти места сначала сгрести горящее топливо с соседних площадей, а потом уже накидывать свежее топливо. Во время  закладки топлива следует сначала загружать конец решетки, а потом начало ее, чтобы появляющееся пламя не мешало хорошо видеть решетку.
При всяких разравниваниях, прорезках, подломках и поправках слоя надо остерегаться выбрасывания шлака на поверхность слоя. В особенности важно соблюдать это правило при легкоплавком шлаке. Если кусок шлака оказался на поверхности слоя, надо убрать его из топки.

3. По топкам с подвижным слоем для котлов на  твердом топливе.

Основными неприятностями при сжигании твердого топлива в топках котлов с подвижным слоем топлива являются нарушения правильности этого движения. Необходимо тщательно следить за состоянием топливного слоя, и в случае таких нарушений немедленно исправлять их.
Очень большую роль играют процессы шлакования. Нужно своевременно сбивать образующиеся шлаковые наросты, не допускать ненормального утолщения слоя топлива и в особенности помнить, что в нижней части топки нельзя перемешивать топливо со шлаком.

Б.  Особенности правильного сжигания разных видов твердого топлива в современных котлах.

1. Твердое топливо -Дрова.

Сырые дрова необходимо раскалывать и при том тем мельче, чем больше их влажность. Очень сухие дрова, наоборот, лучше сжигать в виде более крупных поленьев.
Сырые дрова нужно мельче раскалывать для возможно быстрого их просыхания и создания большей, поверхности воспламенения.

На очень сухих дровах желательно задержать выделение из древесины летучих горючих газов. Если сухие дрова будут очень мелко наколоты, то из них сразу выделится столько газов, что они не успеют сгореть в топке котла на твердом топливе и уйдут в дымоходы без пользы. Толстые поленья сухих дров медленнее прогреваются и выделение газов из них идет не так быстро.

Из сырых же дров выделение газов идет чересчур медленно, поэтому его надо ускорить мелкой расколкой. Особенно важна мелкая расколка дров при сжигании их во внутренних топках и в тех топках, где нельзя создать толстый слой. Наибольшее значение мелкая расколка имеет при отоплении жаротрубных котловой чугунных котлов с внутренними топками.

При работе на топке жаротрубного котла (рис. 46) нужно заботиться о том, чтобы жаровая труба всегда была возможно лучше заполнена дровами. При сжигании влажных И сухих дров в жаровой трубе надо стараться более влажные и крупные дрова закладывать ближе к порогу, а более сухие и мелкие — ближе к топочной дверце.

Работая на топке, изображенной на рис. 54, надо тщательно следить за тем, чтобы уровень дров не опускался загрузочного окна , соединяющего шахту с котлом. При топках очень важна аккуратная и правильная укладка дров в шахту.

работа котла на твердом топливе фото

2. Твердое топливо-торф.

Крупные куски торфа удобнее забрасывать в топку мелкие — лопатой. Чем более рыхлым является торф (например, молодой торф ручной резки), тем быстрее он прогорает и, тем чаще необходимо его забрасывать. Если торф очень сухой и в нем много мелочи, то при заброске надо быть осторожным, чтобы не обжечься выбрасываемым пламенем.
Имея некоторый навык, можно почти избежать выброса пламени даже, при сухом торфе, если не разбрасывать его веером по топке, а спокойно сваливать туда с лопаты. Во всяком случае при мелком сухом торфе следует надевать предохранительные очки.

При сжигании влажного торфа в очень маленьких котлах на твердом топливе иногда оказывается полезным следующий прием работы: торф закладывается стачала на переднюю часть решетки и на шуровочную плиту и здесь несколько подсыхает

При новой заброске этот подсохший торф гребком распределяется по всей решетке, а на его место закладывается свежий. Надо только иметь в виду, что при большом количестве мелочи и при колосниках, не покрытых шлаком, передвижка торфа связана с большим провалом мелочи сквозь колосники. Сырой торф разгораемся не легко. Поэтому каждый раз, когда производится розжиг ,топки (например, после чисток), надо тщательно проследить, чтобы поджигающий жар был равномерно распределен по всей решетке. Иначе в слое долго будут сохраняться негорящие площадки торфа.

3. Твердое топливо -бурый уголь.

Куски крупнее 100 мм нужно разбивать перед заброской в топку. Куски колчедана (тяжелые и крепкие) следует отбрасывать. Также надо отбрасывать попадающиеся куски пустой породы. Заброску в топку надо вести, стараясь завалить все наиболее тонкие места.

При очень неравномерном горении приходится прибегать к разравниванию топлива по решетке кочергой, не затрагивая, однако, при этом шлакового слоя. Чистку топки надо стараться производить как можно реже, накапливая в ней шлак до тех пор, пока только есть возможность работать.

При топке, изображенной на рис. 44, и давлении дутья до 100’мм можно чистку производить через 8 часов. Опытный кочегар может очистить небольшую топку примерно в 8 минут. Более подробное наставление для сжигания бурого (в частности подмосковного) угля приведено в приложении.

4. Твердое топливо -антрацитный штыб (АШ).

Сжигание антрацитного штыба в мелких ручных топках производится на плоской горизонтальной решетке с малым живым сечением (8— 10%). Горизотальность решетки имеет существенное значение, так как штыб легко „передувается» в топке с места на место и стремится уйти вниз по уклону.
. Слой штыба должен быть толщиною 40 — 60 мм (не считая шлака). Только во внутренних топках жаротрубных котлов приходится доводить этот слой иногда до 100 мм, хотя это и вызывает увеличение потерь с уносом.

Давление под колосниками котла на твердом топливе обычно должно составлять около 20 — 40 мм, но, в зависимости от характера шлака и его количества, оно может возрастать до 70 — 90 мм. Вентилятор должен быть, способен создать в случае надобности это давление.

Прямое лучеиспускание от слоя на поверхности нагрева должно быть, по возможности, ограничено. Поэтому при жаротрубных котлах на тверодом топливе  штыб желательно сжигать в выносных топках. Если этого сделать нельзя, то нужно прикрыть поверхность жаровой трубы футеровкой (по типу рис. 32).

Для лучшего выгорания вылетающей из слоя мелочи желательно иметь значительный путь газов от решетки вверх по топочному пространству (не менее 2 м, а лучше 3 —4 м). Нагрузку решетки лучше всего держать порядка 80 кг/м2 час (45.0000 кал/м2 час). Нужно иметь в виду, что при переходе от нагрузки решетки 75 кг/м2 час к 100 кг/м2 час унос увеличивается примерно вдвое. Поэтому не следует даже при форсировках поднимать нагрузку решетки выше 120— 125 кг/м2час (650 000 — 700000 кал/м2 час).

Лучше всего сжигать АШ в смеси с углем ПЖ. Добавка ПЖ должна составлять не менее 15°/0, так как меньшие количества не дают ощутимого улучшения. Более 25 — 30°/0 ПЖ добавлять не выгодно. При забросе в топку полезно штыб смачивать. Смачивание должно быть-таким, чтобы горсть штыба, сжатая в руке, формировалась в комок.

Надо следить за газами в газоходах котла. Если там появляются синие огоньки (горение окиси углерода), то нужно уменьшить слой штыба на решётке.

Если имеется газоанализатор, то следует руководствоваться его показаниями. Оптимальный анализ газов, как показывает практика, следующий: С02= 10,5%, С02 -г 02 = 20%

Сжигание штыба сопровождается большими потерями от механической неполноты горения в выгребе и, в особенности, в уносе.

Уменьшение потери в выгребе может быть достигнуто, во- первых, аккуратной чисткой топки с удалением только крупных кусков шлака и оставлением мелкого шлака в топке. Во-вторых, можно вытащенные из топки остатки просеивать через сито 4 — 5 мм и всю мелочь снова забрасывать в топку.

Для уменьшения потери с уносом необходимо устраивать в дымоходах лозушки, из которых раз в смену выбирать осевший унос. Унос этот часто оказывается менее зольным, чем сам штыб, и имеет большую теплотворную способность(*продолжение следует)

 

Discussion

Leave a reply