Сушка  шамотной кладки.

После изготовления шахтной топки производится сушка кладки в течение не менее 4 дней на небольшом огне, разведенном на горизонтальной колосниковой решетке.

При этом следует держать открытыми все дверки, а заслонку загрузочной коробки — закрытой. Необходимо избегать при заполнении шахты заброса сверху тяжелых  поленьев, во избежание разбивания колосников топки. Загрузку во время сушки необходимо вести через дверку 2-ю и через проход между горизонтальной и наклонной решетками, для чего подымать последний ряд наклонных колосников или совершенно их вынуть.

На 2-й —3-й день можно усиливать огонь, не загружая, однако, дров до верха газового окна. После окончания сушки можно засыпать бока инфузорной землей, если она предусмотрена, заделать оставленные для засыпки отверстия, далее нужно просмотреть всю топочную кладку внутри, промазать все оказавшиеся трещины и проч.

Регулирование шахтной топки(котла).

После такой подготовки разводится огонь на нижней решетке и шахта постепенно (в течение 10 — 30 минут, в зависимости от сухости и горючести дров, а также размера шахты) догружается до верхнего загрузочного уровня, на котором, по возможности, и необходимо удержать дрова во время всей установившейся работы топки.

Для быстрой растопки и правильного разгорания дров желательно для первого заполнения шахты брать сухие дрова.

Из воздушных дверок должны быть вначале открыты только нижняя 1-я и 2-я, а 3-я открывается небольшой щелью лишь по разогреву всей шахты.
Когда заполненная до верха шахта разгорелась и вся кладка нагрелась (загрузочный уровень остается при этом черным), приступают к урегулированию процесса горения шахты, для чего правильнее всего пользоваться ручным газоанализатором (прибором Орса с двумя стклянками для поглощения С02 и О), при отсутствии же такового приходится вести регулирование на глаз, пользуясь главным образом видом пламени в гляделку спереди или сбоку топки или, если это невозможно (жаротрубные котлы), то сзади.

При входе газов из топочного пространства в межтрубное или вообще в месте тесного соприкосновения газов с холодной поверхностью нагрева,  пламя должно быть уже совершенно прозрачным, чистым, а в дымовой трубе не должно быть дыма.

Если дымовая труба получает газы из других котлов, то следует вставлять в боров при выходе из регулируемого котла железный прут, на котором при выемке не должно быть налета сажи.

Пользуясь этим признаком можно регулирование вести применительно к следующей схеме:
пламя в гляделках густое, непрозрачное или даже с черными прослойками, т.е. воздуха в топочном пространстве не хватает; для введения его открывают совершенно третью снизу дверку, если она предусмотрена.

Степень открытия окна 3-го зависит от степени горючести дров: чем горючее дрова, т.е. чем они суше, мельче, чем в них больше березы, хвои и чем меньше осины, тем лучше используется воздух, проходящий чрез слой топлива, тем меньше свободного воздуха попадет в топочное пространство для сжигания несгоревших газов, тем больше, следовательно, нужно вводить воздуха через дверку третью (чрез рыхлый более холодный слой).

Если и этого, не достаточно для неполного горения, то следует оставлять заслонку загрузочного аппарата открытой щелью в 20—30 мм. (для чего подложить на буферный стакан соответствующую прокладку).

Таким образом часть, вторичного воздуха будет просасываться через горло сквозь слой загружаемого топлива 1-1. Однако, с другой стороны нужно помнить, что колосники и кладка в пределах нижней части топки будут тем лучше охлаждаться, чем больше воздуха мы через них проводим, и наилучший в этом отношении результат получится при пропуске всего нужного топке воздуха через колосники и через слой топлива и по возможности главной части воздуха через нижнюю часть слоя; в том числе и весь воздух, нужный для сжигания несгоревших газов в топочном пространстве должен проходить чрез слой топлива. Отсюда следует, что по возможности не следует в нормальной работе пускать часть воздуха чрез загрузочный аппарат или усиливать подвода чрез дверку 8, если же это окажется необходимым для получения правильного горения обычного топлива данной котельной, то
следует уменьшить слой топлива в шахте. Для этого нужно (при очередной остановке топки) сдвинуть направо всю наклонную колосниковую решетку, переставить в кладке опорные бруски. Верхнюю опорную балку решетки оставить при этом на месте, сдвинуть же все нижние, чем, таким образом, главное утонение слоя будет достигнуто в нижней части. Можно также во время работы шахты поднять отдельные наклонные колосниковые плитки за нижние концы и вставить между этими плитками и их опорными балками кирпичи и пр.: это также сделает слой тоньше.
Если, наоборот, оказывается, что несмотря на закрытие загрузочной коробки и полностью дверки 3-й, пламя в гляделках при полной шахте не появляется (очень сырая крупная осина, сырые сплавные дрова, напр.,), то это указывает на излишний воздух в топочном пространстве. В таком случае необходимо уменьшить пропуск воздуха по бокам шахты, замазав щели между кладкой и боковыми наклонными плитками, а если второе еще недостаточно, то можно заделать совершенно пропуск воздуха по ним; наконец, можно еще уничтожить пропуск воздуха в заднюю часть горизонтальных колосников закладкой кирпичной стенки. Все эти работы можно выполнить во время работы шахты. Если этого окажется недостаточно, то можно утолстить слой сдвижкой налево наклонной решетки.
Весьма резкое регулирование можно вести заслонкой в зольнике, если она пред-усмотрена.
Состав полученных после такого регулирования уходящих из котла газов с практически плотной кладкой ) должен характеризоваться приблизительно следующими цифрами: С02 = 15 —• 16°/0 при С02-|-0 = 20,1—20,0.
При более тесных топочных пространствах (нормальные комбинации с горизон- тальньши водотрубными котлами) С02 = 14 — 15°/0 при С02 + 0 = 20,2 до 20,1.
Выяснившееся при первоначальной регулировке шахтных топок расположение дверок нужно по возможности сохранить на все время работы ее при данном топливе.

Регулирование паро-производительности (мощности) шахтного котла нужно вести за счет  изменения разряжения (тяги) в топочном пространстве, т,е. изменением закрытия заслонки при выходе из котла: открывая эту заслонку, мы создаем в топочном пространстве большее разрежение, за счет которого просасывается через слой больше ; воздуха, а потому и окисляется, т.-е. сгорает больше топлива. Практически при этом сохраняется приблизительно же С02. При закрывании, наоборот, заслонки за котлом будет уменьшаться разрежение в топке и падать паропроизводительность.
При слишком сильном уменьшении разрежения топочного пространства может оказаться, что высасывающее действие этого разрежения окажется меньше направленного вверх высасывающего действия самой шахты: тогда часть выделившихся из топлива газов в виде едкого дыма будет выходить через загрузочную люк в котельную — „шахта задымит» . Поэтому приходится при очень небольших нагрузках искусственно увеличивать сопротивление топки (а этим и разрежение в топочном пространстве), прикрыванием дверок 3-й и 2-й, а потом и 1-й, т.-е. вести регулирование паропроизводительности этими дверками.
Выяснившееся при регулировании топки относительное открытие дверок приходится, понятно, менять также при. случайных изменениях топлива, главным образом его горючести.
При забросе в шахтный котел длительного горения , например, сухого корья, стружек и проч. необходимо оставлять открытой заслонку загрузочного аппарата, а иногда даже спускать уровень загрузки (однако, не ниже верха газов, окна ,,бц).

Загрузка твердого топлива в шахтный котел.
Загрузки топлива необходимо вести с таким расчетом, чтобы никогда уровень дров не опускался ниже верха газового окна, чтобы загрузочный уровень дров никогда не загорался. Это легко контролировать через открытую гляделку рядом с загрузочным аппаратом. Через эту же гляделку можно произвести газовой трубой (6 = Iй) уплотнение слоя, если окажется, что неправильно расположившееся полено- создало в шахте застой—пустоту, мешающую правильному горению (пропадает пламя).
Закрывать указанную гляделку не нужно.
Груз на рычаге загрузочной коробки необходимо применительно к данным дровам подрегулировать так, чтобы он только-только уравновешивал бы заслонку с дровами.
Выжигание шахты.
При выжигании всего запаса дров из шахты (пред длительной остановкой — больше 3—4 часов) следует по мере выгорания дров постепенно закрывать дверку 3-ю, потом—2-ю, наконец и 1-ю, а далее уже заслонку за котлом для поддержания в топочном пространстве возможно большего пламени, т.-е. для работы и в течение этого времени — с возможно малым избытком воздуха.
Моментальное прекращение работы топки.
Если при каких-либо авариях в котле (разрыв трубы котла и проч.) делается „ необходимым немедленное прекращение тепловыделения топки, то это проще всего производится заливкой водой шахты чрез загрузочную коробку (при полностью открытой заслонке за котлом). Для возможности быстрой заливки полной шахты (в 2—3 мин.) правильнее подвести к шахте 2″ водопровод, к которому можно было бы быстро при-соединить гибкий рукав для заливки шахты.
Чистка топки гшахтного котла.
Зола проваливается небольшой частью через горизонтальную решетку в зольник, главная же масса ее осаждается в поворотной камере за топкой, и отсюда ее нужно выбирать через установленные опытным путём промежутки времени.
Очень удобно также высасывать золу при помощи небольшого пароструйного прибора через двух или трехдюймовую трубу (диаметр парового отв. ок. 5 мм.).
Если обнаруживается, что часть золы забивается в нижних слоях топлива (древесного угля) и мешает свободному проходу здесь воздуха, то следует через 2—3 часа прошуровывать топливо, проходя газовой 1″ трубой вдоль нижней решетки.
Очень хорошо видны также снизу чрез щели между наклонными плитками ко-лосниками пустоты в слое, если таковые имеются: подталкивая несколько (снизу или сверху) застрявшие поленья, нетрудно заставить топливо расположиться плотной ровной массой.
Если бы оказалось, что топливо переваливается в заметном количестве за угол порога, то можно при очередной остановке топки уширить внутри порог выкладкой стенки в 1 кирпич. Нужно, однако, иметь в виду, что подобный перевал топлива может быть также результатом  неправильной конструкции шахтного котла и работы со слишком сильно тонким уровнем дров. Как уже было указано, такая работа неправильна; между прочим, кроме понижения экономичности, она может привести к разогреванию и короблению колосников.

Discussion

Leave a reply